Автор: Юлия
Милый мусор.
1. Памятный мусор.
Итак, последняя капля была пролита, чаша весов беспомощно повисла под тяжестью аргументов, где-то в районе солнечного сплетения лопнул хрупкий шарик небезграничного терпения. А это означало только одно – конец всему, и не как в прошлый раз, а беспощадный и бесповоротный.
Полная воинственной решимости, Анна стучала каблучками и изредка всхлипывала, идя по темному двору своего дома. В руках она несла внушительных размеров блестящую коробку с надписью «Surprise». Когда-то очень давно, а именно два года назад они с ее курортным возлюбленным увидели это нелепое мерцающее чудо в сувенирном магазине на берегу Средиземного моря. Страсть разгоралась день ото дня, солнце поджаривало молодые тела, ласковое море вдохновляло на безрассудные поступки. Отпуск закончился, но пара сохранила трепетные отношения, и по праздникам и мелким любовным поводам, заморская коробка наполнялась взаимными сюрпризами и подарками. Сначала этих поводов было много, а подарки были изощренными, но постепенно привезенный сувенир стал терять свои функции, и был отодвинут к зеркалу в прихожей, после чего на нем то и дело оставались лежать перчатки, шарфы и прочие аксессуары нашего сурового климата.
В эту многострадальную тару и были погружены все не начатые, не съеденные и неиспользованные подарки любимого-предателя с целью избавления от памятного мусора. Предателем любимый становился постепенно и незаметно. Сначала стал реже приезжать, потом перестал приглашать Анну на романтические свидания, затем забыл про цветы, а сегодня произошло самое страшное: он не пришел на праздничный ужин, приготовленный Анной в честь двухлетия их отношений. И ладно бы еще просто не пришел, но он даже не предупредил, не извинился, и забыл поздравить! Говоря точнее, он забыл про важную дату совсем. Так он и написал в ответ на возмущенные смс Анны. Ошарашенная такой неслыханной наглостью своего любимого, девушка долго смотрела на сообщение, состоящее всего из одного слова «Забыл», не веря своим глазам, и вообще в реальность происходящего. Но прошло несколько часов, а она так и не услышала ни заветной мелодии телефона, ни дверного звонка. Вдоволь нарыдавшись, Анна взяла в руки сначала себя, потом свой онемевший телефон и написала обидчику послание, по своему содержанию и сухости похожее на приказ об увольнении. Далее следовало немедленно выбросить в мусорный бак все, что напоминало о бывшем молодом человеке. Надо сказать, что ноша получилась тяжеловатой и уже через несколько метров ходьбы мысль «Почему он меня разлюбил?» сменилась на «Где этот несчастный мусорный бак?». А еще через несколько секунд Анна поняла, что она до него просто не дойдет. Остановившись в арке дома, она присела на корточки и аккуратно поставила коробку на асфальт. «В конце концов, я - девушка, а не грузчик. Завтра дворник придет и заберет ее отсюда», - подумала она в свое оправдание и со спокойной совестью брошенного и уставшего человека пошла домой спать.
2. Литературный мусор.
«Уважаемая Светлана! Мне льстит Ваше расположение к моей скучной персоне, но именно сейчас я должен приступить к очень важному и по своим масштабам грандиозному проекту, в связи с чем у меня совершенно не останется свободного времени, и я не смогу уделить Вам должного внимания. Сергей». После некоторого колебания он отправил это незатейливое, но рожденное в долгих творческих муках письмо своей очередной поклоннице. Несмотря на то, что Сергей, молодой, подающий надежды писатель, в свои 23 года мог похвастать двумя изданными сборниками собственных рассказов, наличием членского билета союза писателей, несколькими наградами в сфере литературы, при необходимости написать личное письмо он приходил в необъяснимое замешательство. Вот и в этот раз, прочитав угрожающее «Я настаиваю на Вашем присутствии…», Сергей невольно съежился, и, сдвинув брови, принялся сочинять какой-нибудь приличный и необидный отказ. Со Светланой он познакомился на презентации новой книги их общего знакомого.
На такие мероприятия Сергей ходил по необходимости, а Светлана, видимо, из любви к искусству. Как бы там ни было, красавчик-писатель сильно ей приглянулся. Он всегда был вежлив и учтив с дамами, но его галантность они почему-то принимали за флирт и переходили в наступление как только молодой человек терял активность. Не то чтобы Сергей сторонился женского пола, но ему было как-то спокойней, если он сам выбирал и сам завоевывал симпатичную особу. А случалось это нечасто. Дело в том, что будучи писателем, творческой личностью, тем не менее, влюблялся он очень редко. Он имел твердое убеждение, что настоящая любовь должна настигнуть его только раз в жизни и совершенно неожиданно, ненавязчиво окутать все его существо. Словом, он был закоренелым романтиком. Об этом свидетельствовало и наличие специальной папки на рабочем столе его компьютера. Папка под названием «Мусор» содержала неопубликованные, случайные, никому не нужные «неформатные» рассказы и очерки молодого писателя. Будь он материалистом, скорее всего не приносившая дохода писанина удалялась бы без всяких сожалений. Но ему было жаль этих сокровенных, непонятых произведений, которые может быть, когда-нибудь, однажды…
3. Красивый мусор.
Все началось с собачки. Надин папа, сколько она его помнила, все время что-то мастерил, строгал, клеил, пилил и красил, когда приезжал на дачу. Хотя точнее было бы сказать, что приезжал он домой, а на даче он был практически всегда. Когда Надя впервые увидела ослепительно притягательную кучу ароматных стружек на заднем дворе их загородной резиденции, она пришла в неописуемый восторг. Пятилетняя девчушка, не долго думая, взяла пригоршню отходов папиного производства и с помощью веревочек и клея, найденных там же, соорудила курчавую, пахнущую свежим деревом собачку. Родители так обрадовались неожиданно открытым способностям дочки, что после этого случая стали отдавать ей ненужные упаковки, отслужившие свое старые вещи, пустые катушки, остатки материи, картон, краски. И если сначала игрушки из всего этого хлама получались неказистые и зачастую не без помощи мамы или папы, то с возрастом Надя научилась творить настоящие чудеса, и, завидев где-нибудь брошенную «умирать» вещь или полвещи, она сразу же представляла, что из нее можно сделать. Все ее друзья знали, что прежде, чем выкинуть что-то ненужное, следует оповестить об этом Надю, и возможно их старье обретет новую жизнь. А может быть, даже будет подарено им же в своем новом облике. Необычных поделок скопилось так много, что для них пришлось выделить маленькую комнату. Игрушки раздаривались, сменялись новыми, а Надины гости, только переступив порог ее жилища, спешили в «комнату красоты», как она ее называла, посмотреть на экспонаты безграничного человеческого воображения и умелых рук. Только одна игрушка всегда стояла на своем месте и не меняла хозяина – та самая, по-детски трогательно сделанная собачка, которая недавно отпраздновала свое совершеннолетие.
4. Мусор как он есть.
Проснувшись от страшного сна, в котором его живого, ни за что закапывали в снег, Петя обнаружил, что лежит у раскрытого окна, прямо на полу, обсыпанный конфетти и обрамленный пустыми пивными бутылками. Придерживая гудящую голову, он рассеянно осмотрелся, пытаясь вспомнить, где он и какие события предшествовали такому позорному нравственному падению. «Воды!», - прозвучал бесполый хриплый стон, доносившийся из соседней комнаты. Все еще ничего не понимая, Петя с трудом поднялся и, перебирая ватными ногами, поплелся на звук. На скомканной кровати, прямо в одежде и туфлях лежала неизвестная девушка, всем своим видом изображавшая неимоверные муки и страдания. «Принеси мне воды! Умоляю!» - прохрипела она и выставила наманикюренный тонкий пальчик в сторону кухни. Перешагивая через бутылки и чью-то забытую верхнюю одежду, Петя добрался до кухни, нашел в холодильнике припасенную на утро минералку и, отхлебнув несколько глотков, вернулся к девушке. Она залпом выпила всю бутылку, села на кровати, закурила и, изумленно уставившись на молодого человека, изрекла: «А что, остальные уже ушли?» Почувствовав невероятно сильное желание немедленно покинуть эту зловонящую, как последний кабак квартиру, Петр отправился к двери. «Стой! Я что одна буду все это убирать!»- послышалось в след.
Убирать пришлось не одной, а одному. Увидев сознательного гостя с пакетом для мусора и с веником в руках, хозяйка снова плюхнулась «мучиться» на подушки.
Когда Петя вышел на воздух с уймой полных пакетов, на улице только начинало рассветать. Озираясь по сторонам в поисках мусорного бака, спотыкаясь и чертыхаясь, он мечтал только об одном: поймать такси, приехать домой и очутиться в своей тепленькой постельке. Куда жильцы этого дома складывают мусор, бедняга так и не понял, и оставил все пакеты в арке дома рядом с огромной блестящей коробкой, смутно предполагая, что все же ошибается с выбором места, но гоня от себя эти уколы совести, как надоедливых мух. Такси приехало быстро. Петя назвал адрес, но странный водитель почему-то вышел из машины и, усмехнувшись, сказал: «Давай я тебя лучше отведу, это через дорогу». Через минуту Петя был доставлен домой. Выспавшись и отмывшись в горячей ванне, молодой человек дал себе зарок больше никогда не напиваться. В тот день им было положено начало трезвой студенческой жизни, а так же огромной мусорной куче, которая разрасталась день ото дня в арке злополучного дома, скрывая под собой блестящую коробку с надписью «Surprise».
5. Судьбоносный мусор.
«Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики …А я была его женой»
Сергей недооценивал женщин-поэтов, но это стихотворение Анны Ахматовой ему нравилось. Наверное, тем, что его вкусы во многом совпадали со вкусами лирического героя. Хотя не так давно, а именно: когда он начал разъезжать по городу на своем собственном автомобиле, к списку нелюбимых вещей добавились дорожные пробки. Сергей ненавидел их всем сердцем. Всегда терпеливый, сдержанный мужчина, превращался в разъяренного тигра стоило ему несколько минут простоять, зажатым между машинами, и вдохнуть ни с чем не сравнимый аромат выхлопных газов. Понимая, что это неизбежное зло крупного города настигает любого водителя каждый день, Сергей по возможности старался передвигаться по ночам. Но вот к своему брату ему приходилось ездить через весь город и именно днем, потому что тот почему-то наотрез отказывался слушать новые рассказы Сергея ночью. Брат был лучшим слушателем, лучшим критиком и вообще лучшим другом писателя. Только ради встречи с ним, ну и еще с парой издателей, Сергей садился за руль даже в час пик.
В этот день настроение у писателя было прекрасным! Он закончил свой последний шедевр и уже предвкушал приятное удивление и восхищение брата. В воздухе веяло весной, интересными встречами и переменами в жизни. Чтобы не испортить начало дня, Сергей решил взять с собой в дорогу любимую расслабляющую музыку, а также навигатор, чтобы в случае пробок можно было проехать дворами. Музыка оказалась как нельзя кстати, особенно она помогла, когда Сергей, плутая по неизвестным закоулкам города, в который раз заезжая в один и тот же тупик, хотел уже было разбить навигатор. Но в тот момент, когда горе- проводник был отключен, а Сергей был полон решимости найти дорогу самостоятельно, случилась странная вещь. Въехав в арку неизвестного дома, молодой человек надеялся срезать путь и проехать через двор, и уж никак не ожидал, что на лобовое стекло его автомобиля полетят какие-то плохо пахнущие пакеты, мешки и коробки. Расстроенный и уставший Сергей попросту не заметил, как въехал в кучу мусора, почему-то громоздившуюся в этом месте. В окно со стороны водителя врезалось что-то яркое, блестящее и заслонило собой последний луч света. Пока пострадавший решал, как ему лучше поступить: открыть дверь и впустить всю эту мерзость в чистый салон или терпеливо ждать, пока его кто-нибудь обнаружит и освободит, мимо проходила молодая девушка. Увидев мерцающую всеми цветами радуги большую коробку, она радостно вскрикнула и с детской непосредственностью потянула руки к находке. Отодвинув ее, она посмотрела в окно машины и улыбнулась так, словно нашла там маленького котенка. «Вы – моя спасительница!», - крикнул Сергей, открывая окно. «Надя», - скромно представилась девушка, протягивая руку прямо через опущенное стекло, а про себя подумала: «Когда мои дети спросят, как мы познакомились с их отцом, я скажу, что нашла его в куче мусора!».
6. Выставка мусора.
Прошло три недели, наступила суббота, но, как и в прошлый выходной, Вадим отправился в свою галерею. Обычно он не работал по выходным. Утро свободного дня Вадим встречал в объятиях своей любимой. Они долго нежились в постели, говоря друг другу ласковые слова, потом шли завтракать, потом куда-нибудь ехали или просто сидели дома за просмотром фильма. Им было не важно как проводить время, им было просто и легко друг с другом, они наслаждались любым занятием, если были вместе. Он так привык к их дуэту, что забыл, как это бывает по-другому, когда ты один. И теперь он не знал, что делать по субботам и воскресеньям, и шел работать в арт-галерею, хотя без него там прекрасно справлялись, и третью субботу подряд удивлялись: зачем он рассеянно проходит по залам, зачем стоит подолгу у окна и смотрит в никуда.
Вот уже полчаса терпеливая девушка ждала решения Вадима относительно ее портфолио. Молодой человек был угрюмо серьезен и явно не в духе, может даже не в себе, поэтому она не отвлекала его, а тихо сидела и ждала ответа. Все, чего она хотела, это всего лишь разрешения на свою личную выставку. Только согласия, а уж она сама все устроит, она уже все продумала: что где разместить, как оформить, кого позвать, как удивить. Вадим листал страницу за страницей, просматривал фотографии странных игрушек, и не понимал, чего от него хотят. Это был не формат его галереи. Но девушка была мила, наивна и очень решительна. Может, она, и правда, все отлично устроит. Хотя стоит ли ввязываться в такую авантюру? Когда настроение хуже день ото дня, не хочется никаких нововведений, никаких праздников, открытий и банкетов. Но тут лицо его изменилось, зрачки расширились, губы напряглись. На последней странице Вадим увидел до боли знакомую вещицу: яркая блестящая коробка, почти такая же, как была у них с Анной. Точнее это была уже не коробка, а клумба. Из нее торчали разноцветные цветы, а в центре композиции сидели две маленькие птички. Совершенно по-идиотски улыбнувшись, Вадим, наконец, поднял глаза на девушку и произнес: «Как, вы сказали, вас зовут? Надежда? Нам нужно обговорить с вами предстоящую выставку».
7. На круги своя.
***
Пройти на работу мимо арт-галереи Вадима? Нет, ни за что! Целый месяц Анна обходила это место, эту улицу, этот здание, для чего ей приходилось выходить из дома на полчаса раньше. Но сегодня она решила, что раз уж у них все кончено, а у нее началась независящая от него жизнь, и этот человек и тем более эта галерея ничего для нее больше не значат, то зачем продолжать стирать набойки туфель длинными альтернативными путями.
Гордая девушка ускорила шаг, когда приблизилась к витрине той самой галереи, но тут же остановила себя, подумав о том, что решительной нужно быть до конца, и теперь это место для нее ничем не отличается от других мест в городе, поэтому можно не бежать, и даже посмотреть, что там выставляют, как она бы и сделала, если бы не была знакома с Вадимом. Анна бросила беспечный взгляд на витрину и остолбенела. Их коробку она узнала бы из тысячи, как бы та ни была изменена. Все тело Анны словно обмякло, решительность и независимость трусливо сбежали, глаза увлажнились, а ноги сами понесли ее к любимому. Она ворвалась в галерею, повисла на шее ошарашенного Вадима и прошептала: «Так значит, ты меня все-таки любишь! Какой я была дурой!».
***
На другом конце города также царила идиллия. В холостяцкой квартире писателя поселилась еще одна созидательная душа, хотя плоды ее изобретений занимали гораздо большую территорию, чем творчество самого Сергея. Сидя в окружении диковинных игрушек, он читал Наде свои сокровенные рассказы, те, что скрывались в папке под названием «Мусор». Выслушав любимого, находчивая и привыкшая к безотходному производству девушка предложила ему издать сборник этих замечательных романтичных историй. Когда Сергей, усмехнувшись, спросил, как же будет называться такая книга, она совершенно серьезно ответила: «Милый мусор».
Написать комментарий
|
Комментарии
Зная себя, скажу честно, что в жизни я от такого отгораживаюсь. То что отжило и получило статус отброса вызывает во мне отвращение и брезгливость. Отчасти такой эффект возник и по отношению к тексту - дискретному, но при этом эмоционально точному и насыщенному. Эффект этот ценен, но удовольствия текст не доставил.
Кроме того, в этом рассказе мне видится призыв к бесконечной толлерантности и вере в чудо. Что ж, это имеет право на существование, но разделить эти чаяния не могу...
Кактотак.
БЛИН!.. ЁЛКИ-ЗЕЛЕНЫЕ!.. ДА КАК ЖЕ ВОТ ТАК У ЛЮДЕЙ ПОЛУЧАЕТСЯ-ТО, А?
Очевидно, что автор большой кинолюбитель и писать начал не вчера (если же я ошибаюсь, то тем выше мое изумление качеством текста!). Данный рассказ также достоин внесения в TOP 10 Лит-лайфа, потому что чего-то я не припоминаю здесь рассказов с настолько изощренной, грамотной, кинематографиче ски монтажной работой с сюжетом и фабулой! Вот это по-настоящему, по существу, по свойствам всей своей поэтики кинематографичн ый текст!
Начал я читать и по мере чтения изумление росло от фрагмента к фрагменту, пока не разрешилось восторгом в финале, когда все фабулярные нити, словно клочки ткани, сплелись воедино в симфонию почти "шекспировских свадеб". Но более всего меня ПОТРЯСЛО последнее предложение! Уважаемая Юлия, не имею чести знать Вас и быть знакомым с Вашим Творчеством, но уже за этот рассказ и, тем более, за всю тонкую подготовительну ю работу перед финалом, примите от меня читательский поклон и - ПЯТЬ! ПЯТЬ! ПЯТЬ! ПЯТЬ! ПЯТЬ!
Одной фразой ("...она совершенно серьезно ответила: "Милый мусор") Юлия возвела содержательност ь рассказа в энную степень!
1) Мало того, что прекрасно показано скрытое для действующих лиц, но, неуклонно по замыслу (чьему?) развивающееся, сцепление их судеб! Тут работает сильная философема всеединства: мельчайшее мое действие способно запустить механизм событий с самым неожиданным финалом и то, что кажется "концом всему" на поверку оказывается лишь началом - Судьбы и Промысла (чьего?) не избежать. Как удачно об этом сказал однажды Станислав Ежи Лец: "Когда ты нырнул в озеро и достиг дна, что ты там обнаружил? - Что снизу кто-то постучал!"
2) Юлия здесь выступает чем-то гораздо большим чем просто автор рассказа, а именно - воплощенным в голосе рассказчика Демиургом, обустраивающим микромир текста и судьбы героев, распоряжаясь ими на свое усмотрение. Как и полагается такому Автору здесь каждый волосок героев подсчитан, ибо Он (она - Юлия) поступил по Промыслу своему. Иными словами, помимо всего прочего рассказ актуализирует и очень сильную тему авторского начала!
3) Работает чрезвычайно эффектный и эффективный прием порождения текста прямо на глазах у читателя, когда, прочитав последнюю фразу, мы понимаем, что именно эту книгу "Милый мусор", о которой говорят герои, мы только что прочли! И, более того, по известного рода логике нам в финале предлагается вернуться в начало и перечесть рассказ вновь, но уже в качестве книги! Вот такая вот потрясающая штука вышла: рассказ композиционно завернут в бесконечную ленту Мёбиуса (от того и захватывает дух)! При таком размышлении как нельзя остро переживается еще и семантическая и поэтически-структурная обратимость терминов "новелла" и "роман" (novel): взаимоотражение микрокосма новеллы в макрокосме романа (и наоборот!). Воистину: Юлии удалось показать нам настоящий роман под маской новеллы! И это на столь малом пространстве текста!!! А в результате на дискурсивно-прагматическом уровне художественной структуры автор предстает настоящим ловцом душ и человеков! Я ПО-НАСТОЯЩЕМУ И КАТЕГОРИЧЕСКИ ПОТРЯСЕН этим текстом-матрешкой, где персонаж и Автор ведут "борьбу" за авторство!
Да, этот по сути постмодернистск ий прием не нов, но если мы поставим Юлию в ряд с теми, кто успешно этим приемом пользовался ранее (тут одного Пушкина с "Евгением Онегиным" и Набокова с "Даром" хватит с лихвой, да и Стерн с "Тристрамом Шенди" не затеряется etc), то масштаб творческого мышления и степень творческой удачи данного рассказа станут очевидны!
4) Не случайна тут и Ахматова. Всем своим многослойным содержанием рассказ вторит ее знаменитым строчкам из цикла "Тайны ремесла": "Когда б вы знали из какого сора Растут стихи, не ведая стыда"! Словом, это еще и метатекстуально е повествование о том, как создается повествование. Это текст о тексте, это фактически самоописывающая ся, а потому и самодостаточная структура, которая в фигуративно-игровой форме обсуждает более чем серьезные вопросы бытия и самостояния человека,его проявления в мир. И в результате - утонченная, простая как все сложное картина Универсума.
Что-то я сегодня опять почувствовал себя в ударе! Прочесть такое... не напрасно прожит день!
Спасибо автору за рассказ и доставленное читательское, интеллектуально е и сердечное удовольствие! СПАСИБО! Вот уж не знаю, можете ли Вы поверить сколь яркие и сильные чувства одолевают меня от Вашего рассказа!
P.S. Для таких Вещей я требую увеличения системы оценок до семибалльной (минимум)!
Еще в качестве примера может служить одна из последних картин Микеланджело Антониони "За облаками", где пусть и не так ярко, но поэтика "случайного" сплетения судеб героев присутствует.
Большое спасибо))
В рассказе поражает авторская доброжелательно сть. Доброжелательно сть к читателю. Неожиданно получаешь столько положительных эмоций в последней части. Формально (но только формально!) их ничто не обещает: ну, какие-то заурядные ситуации и характеры, мусор как главное действующее лицо... Но происходит что-то почти волшебное: кому бы пришло в голову мусор назвать "милым"? А ведь все названо очень точно. И становишься почти счастливым вместе с героями
Но , я из числа восхитившихся )))))
Тем более приятно познакомиться с недюжинным и интересным автором! Думаю, редколлегия сайта со мной согласится: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Признаюсь, я уже в нетерпении... прочесть другие Ваши вещи!
неординарный и интересный ход автора, вызвал бурю аваций не только у Чарского)) Присоединяюсь. Поздравляю Юлию с удачным дебютом на ЛЛ и добро пожаловать!!! Очень надеюсь, что Вы к нам, надолго)))))))
RSS лента комментариев этой записи