Автор: Светов Серж
Багровый свет над домом у озера
Мелкий заглянул в темное, пахнущее терпким запахом, нутро конуры. Блеснула цепь, и черные звенья тихо звякнули. Знакомые глаза возникли в сумраке, и мальчик дорисовал печальную обвислую морду. Луна выскользнула из-за туч, и оказалась, что конура заполнена стылой дымкой: мохнатое тело дрожало в холодном свете. Зверь зевнул, обдав лицо теплым воздухом. Мелкий пролез внутрь, и когда жаркий язык лизнул ему щеку, он в ответ лизнул нос Зверя.
Ночью в доме хлопали двери, и скрипел колодезный журавель. Кто-то носил воду, и мальчик, прижимаясь к мохнатому боку, подумал, что это Ева - новая мать. Еще он подумал, что Ева приносит еду. Утро покрыло траву росой, и подорожник украсился мутным стеклом. Мелкий выполз из конуры и долго разглядывал серые капли на пыльных листьях. Потом вылез Зверь, тяжелая цепь оставляла на песке смазанный след. Ткнув мордой пустую миску, Зверь вяло качнул хвостом. Шар солнца, вставая над частоколом сгоревшего леса, выстелил на озере багровую дорожку. Мелкий повел носом. Пахло едой. Повернув лицо к дому, он несколько раз тявкнул и виновато посмотрел на Зверя. Раньше они жили одни, и еду приносил Зверь. Ева вышла из дома с чугунком в руках. Открытая дверь показала деревянную лестницу с продавленными ступенями. Между ними темнели узкие щели, где прятались крысы. Они были вкусней, чем похлебка новой матери. Густое варево походила на свежую кровь, теплую и солоноватую. Когда он научится понимать язык Евы, то попросит снять со Зверя цепь.
Женщина, поставив чугунок на землю, подошла к Зверю и погладила его. Тот, виляя хвостом, изображал нетерпение и радость, с пасти тянулись искристые нити. От чугунка тянуло мясом. Мелкий отвернулся. Он сожалел, что у него нет хвоста; приходилось только повизгивать и пускать слюни. Слишком мало, чтобы заслужить еду. Послышались шаги. Шум льющейся похлебки. Запах сводил с ума. Дверь дома хлопнула ружейным выстрелом. Она ушла. Мелкий взглянул на Зверя. С приходом Евы мир изменился. Зверь не приносил крыс, потому что цепь не пускала его. Исчезли птицы, а солнце не грело как раньше. Мелкий закрывал глаза и не чувствовал его; тепло исходило отовсюду. В первый день, когда появилась Ева, он и Зверь ели из одной миски. На следующий день она разделила еду и поставила перед ним чугунок, и еды там было больше. Многие дни он ел из чугунка, и новая мать разговаривала с Мелким. Она называла лес, озеро, солнце своими именами, и он повторял за ней, пробуя на слух чужие слова. И радовался, когда голоса сливались в единое целое. Этот день принес изменения, она унесла чугунок с собой. Зверь вылизал миску и, шумно вздохнув, лег рядом. Мелкий поднялся на четвереньки. Спутанные волосы упали на лицо, притемнив солнце. Песок не играл серыми вьюнами. Ева пришла, и ветер исчез. Мелкий не любил ветер, он делал озеро страшным и пах гнилью. Так пахла его прежняя мать, пока не превратилась в желтые кости. Дом смотрел черными окнами. Хлопья сажи на ставнях скрывали нарисованных птиц. Мелкий помнил золотистые крылья. Частичка прежней жизни пряталась под жирной сажей. Если всем частичкам вернуть прежний вид, то прошлая жизнь вернется. Мелкому нравилось так думать.
В животе заурчало. Зверь, навострив уши, приподнял голову. А может, он слушал, как скулит Мелкий. Дом пах едой, но и воскресал прошлые страхи, которые, казалось, умерли. Мелкий подобрался к дому и дотронулся до крыльца. Рука слилась с морщинистым рыхлым деревом. Крыльцо давно осело и завалилось набок, и дверь будто сместилась в сторону; край порога нависал над землей. Он вспомнил прохладу свежеструганных досок и округлость розовой ладошки на гладкой поверхности. Черные дожди состарили и выкрасили дерево в скучный цвет. Мелкий взобрался на крыльцо и приоткрыл дверь, совсем немного, чтобы дом впустил его. Прежде чем скользнуть за порог, он оглянулся. Немигающий взгляд Зверя следил за ним. Стараясь не смотреть в темные провалы между ступенями, Мелкий быстро прополз лестницу. Алые бусинки глаз могли застать врасплох. Мертвые крысы - еда, живые - враги. Он ждал писка и дробного стука острых коготков. Но крысы исчезли или затаились. Быть может, они почувствовали в нем охотника. В коридоре Мелкий остановился. Из большой комнаты, расчерчивая пол лоскутами, струился пыльный свет. У дверного проема стоял призрачный мальчик. Мелкий оскалился. Маленький человек, словно сотканный из воды, прислонился спиной к косяку. Свет коснулся невесомой фигурки, и частички пыли вспыхнули крошечными блестками. Мелкий попятился к лестнице. Призрачный мальчик, проведя над головой невидимую линию, отступил в сторону и нахмурился; снова прислонился, приподнимаясь на цыпочки. Призрачная женщина появилась из ниоткуда. Она взъерошила мальчику волосы. - Не обманывай. Не то тебе придется всю жизнь ходить на цыпочках. - Ну, мам, я так медленно расту. Скоро и Зверь меня обгонит. - Не бойся, обещаю - как ни быстро растет щенок, он никогда не обгонит мужчину в росте. - Да, мужчину не обгонит... А меня? - Глупенький, - женщина улыбнулась. - Ты тоже мужчина, только маленький... Призрачные существа вдруг растаяли, и Мелкий двинулся дальше. Запах еды был сильнее страха. Он обнюхал дверной проем. Едва заметные под слоем грязи линии что-то напоминали ему. Мелкий потянулся вверх, пытаясь достать дальнюю метку, но ноги не держали, и он опустился на руки. Прозрачные люди ушли, думал Мелкий, облака тоже уходят и солнце, и луна, и иногда они возвращаются. Большая комната осталась прежней. Пятнистые от сырости углы, громоздкое кресло посреди и бледные языки обоев, свисающие со стен на диван и комод; под ворохом бумаг лоснились массивные ножки. Кресло скрипнуло, и Мелкий услышал тяжелое дыхание. За окном озеро почернело от мертвых людей, а лес стал синим. И появился в доме Странник - так он себя называл. - Пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела, - сказал он, положив тело прежней матери на обеденный стол. Мелкий разбросал вокруг белые цветы, которые сорвал во дворе. Странник прочитал молитву. Когда загорелся лес, а озеро покраснело, Странник сел в кресло и больше не вставал. Он умер, и Мелкий не смог его похоронить. Землю покрыли черные дожди, и цветы увяли. Теперь часть прошлого вернулась. Странник смотрел в окно на горящий лес и красное озеро, но Мелкий видел и настоящее: кости в зеленой одежде. - Да, мальчик, одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя, - прозвучали давно произнесенные слова. Мелкий покинул большую комнату. Что Странник мог дать кроме слов? Чугунок стоял на столе рядом с костями прежней матери, усыпанными увядшими цветами. Она похоронена в комнате еды, подумал Мелкий. Ева наклонилась к нему и взъерошила его волосы. - Маленький мужчина, - сказала она, протягивая чугунок - Ты не помнишь прошлое? Ты не помнишь прош... Ты не пом... Ты... Мелкий прижался к железной руке. Ева пахла едой и больше ничем. И она умела показывать прошлое, и создавать картинки. Он тоже мог вернуть прошлое. Мелкий вспомнил о золотистых крыльях под слоем сажи. Когда он научится понимать язык Евы, то попросит вернуть синее озеро и зеленый лес. Мальчик знал, что и озеро, и лес - это только картинки на стене. Прежний мир исчез, остался только дом.
© Copyright Светов Серж
Написать комментарий
|
Комментарии
Мое воображение уже давно отвыкло играть, а особенно в сюриалистически е игры.
Мой логический мозг отказался на середине текста искать смысл, понимание, аллегории. Видимо, этот рассказ такое блюдо, которое надо осторожно пробовать и не спрашивать из чего это и как готовилось. Главное - насыщение и послевкусие.
Так вот *затянулась небрежно* в страшилках люблю таинственность и загадки, но тут запомнились крысы, цепи и кости..бррррр
Автор , наверно, хотел напугать читателя не только образами ,а еще и страхом абсолютного непонимания!
о, как!
*ушла , оставляя за собой голубой никотиновый дым*
Если это так, то автора можно поздравить. Только образы какие-то аморфные вышли: чего уж пугаться? И скорее тут не страх "абсолютного непонимания", а удручающее недоумение: получился текст, который не вызывает удовольствия и не зовет к перечитыванию, одноразовый какой-то.
Соглашусь пожалуй только с Беллой!!!Цитата из "Вино из одуванчиков" подошла сюда очень кстати!!! Мне кажеться автор заявил о себе и очень неплохо!!!
Подожду еще!!!Что-то мне подсказывает что мы еще приятно удивимся......От меня пятерочка!!!Но автор не забывай,здесь не у всех фантазия течет ручьем,у многих она едва сочится...немного обьяснений по ходу повествования не помешало бы!!!Хотя мне и так понравилось!!!
"Маугли" осилила быстрее. Автор, прости, но сути так и не смогла уловить. Жаль, что я не индиго.
А у вас, повеселее, что то есть?
Любопытная в своем роде вещица.
Как "фантазия" и повод для сублимации (чего?) - вполне, по-моему, мало ли чего привидится... "каждый пишет как он дышит". Текст неплох, скажем так, на молекулярном уровне, то есть в отдельных метафорах и - опять-таки! - отдельных ритмически здоровско построенных фраз, но вот с тем что называется эстетической целостностью литературного текста (произведения), на мой взгляд, не очень удачно вышло. Да и с жанровой его природой много вопросов. Если это, как сказала БЕЛОЧКА, "страшилка", то здесь и духу нет одного из главных ее условий - саспенса.
В общем, "загадочная" штука. Загадочность - дело хорошее, но если она порождает у читателя то, что еще древние называли horror vacui, то это с автором сыграет недобрую шутку. И уже играет, судя по репликам, так как между текстом и читателем не происходит то, что называется диалогом согласия (со-голосия) и к чему по идее должен стремиться всякий писатель. Мне не кажется, что в авторские намерения входит наслаждение от созерцания офигевших в недоумении читателей, потому что это просто не солидно. Равно как не кажется, что авторским намерением является и другой вид самоудовлетворе ния: мол, да вы ни фига не понимаете, да вы еще не доросли, да вы... а я Д`Артаньян! Это уж и вовсе, знаете ли...
С другой стороны, как всем известно, у каждого найдется свой читатель!
Кстати, вопрос: не является ли автор случайно поклонником Ника Кейва? Мне атмос текста сильно напомнил его роман "И узре ослица ангела божьего...".
Автор не является)) Зато я являюсь. И к своему глубокому стыду и ужасу даже не знала о существовании этого романа. Скачала, пошла читать)))
Занимательная книжка! Я даже Вам завидую: Вы будете это читать в первый раз! Поделитесь впечатлениями?
В качестве литературного эксперимента автор подаёт "мировидение" глазами мальчика-маугли, выращенного собакой после смерти биологической матери. В центре действия - бедный, одинокий маленький человечек, волей случая превращённый в полуживотное, его путанное, из кусочков воспоминаний и смутных ощущений восприятие действительност и. Именно фокал героя и делает рассказ таким странным - слишком мало человечек понимает, слишком он дик.
Вот фраза, вырубающая меня при каждом прочтении: Мертвые крысы - еда, живые - враги. Он ждал писка и дробного стука острых коготков. Но крысы исчезли или затаились. Быть может, они почувствовали в нем охотника.
С вопросом о читательской аудитории я теряюсь. Да, наверное, она ограничена.
Перечитал и теперь все встало на свои места. Вот именно это (повествователь ная точка зрения) меня и смутило. В ее рамках все на месте и к месту. Тем не менее, не буду редактировать свой первый пост. Не потому что по-прежнему целиком согласен с самим собой утренним, а в назидание себе же!
Пойду читать третий раз, вдруг озарит меня!
Намечая легкое движение параллельное социальному существованию и точку перетекания к нему живого существа через предчувствие возрождения субъекта в словах, которые желает он сказать кому-то...
Автор направил умело, наметил траекторию рефлексии легко... Занятно размышлять о непостижимом.
Я прочёл этот рассказ, более похожий на отрывок, на часть чего-то бОльшего. Но, не важно что перед тобой: роман, отрывок из него, рассказ, миниатюра и т.д. Любое написанное, так или иначе, оценивается по многим параметрам, но я сейчас не буду утомлять людей, лишь скажу некоторые вещи, дабы вообще сказать, выполняя данное мной обещание.
Текст (на мой взгляд) не отшлифован, а надо бы. Я уже говорил, но повторюсь. Работать надо над каждой фразой: убирать ненужное, избегать неблагозвучий, сокращать длинноты и т.д. Вот прямо сначала:
"Мелкий заглянул в темное, пахнущее терпким запахом, нутро конуры." "пахнущее терпким запахом" - не то. Убрать "пахнущее", поставить "с", и тогда будет:
"Мелкий заглянул в темное, с терпким запахом, нутро конуры". "Звенья звякнули" - не звучит. Надо строить фразу иначе. Звякнули тихо (или громко!) - тоже не очень. В слове «звякнули» уже ощущается то, что именно тихо. «Тихо» - лишнее. Очень много союза «и», буквально на каждом шагу. Вообще надо стараться избегать всяких этих: «и», «тот», выражений типа: подумал мальчик, произнесла женщина и т.д. Вот фраза: «Шар солнца, вставая над частоколом сгоревшего леса, выстелил на озере багровую дорожку». Что это за «вставая над лесом»? Само слово «вставая» - уже бьёт по мозгам. Ни то вставая, ни то встая, и так и так - хреново. Лишнее это. Причастный оборот в середине повествовательн ой фразы. Уж если очень хочется упомянуть «частокол сгоревшего леса», надо это сделать как-то по-другому. Благозвучнее как-то. Может быть отдельной фразой.
Вместе с тем, нельзя сказать, что всё абсолютно плохо. Вот это: "Она называла лес, озеро, солнце своими именами, и он повторял за ней, пробуя на слух чужие слова". Хорошая фраза. Зримая. Даже осязаемая. «Дом смотрел чёрными окнами» - тоже хорошо. "Если всем частичкам вернуть прежний вид, то прошлая жизнь вернется. Мелкому нравилось так думать". Просто отлично. Смело тянет на находку. Ну и т.д. Весь текст разбирать не буду, это лишь общее направление мысли.
Короче.
Автор явно не новичок, но над текстом надо работать. Всем. И мне в том числе. Абсолютно уверен: нечто подобное присутствует и в моих «произведениях» , только, может быть, в меньших количествах, ибо я уделяю этому самое пристальное внимание, чего и всем желаю. Разумеется, это при условии, что автор хочет сделать хороший текст.
Совсем коротко.
Извиняюсь, если кого обидел. Всем мои наилучшие пожелания, ну и всего-всего.
Обнимаю,
Ваш
kabaret.
Вспомнился любимый с детства фильм "Осенний марафон":
Бузыкин (читает студенческий перевод). «Ну что ты так грустно и с упрёком смотришь на меня, малыш? Думаешь, мне легко было так поступить, парень?” – сказал он Смиту, а потом бегал от него и убегал».
Ну а сам рассказ немного напоминает другую цитату из того же фильма:
"Земля была беспорядочно замусорена, уродлива. Консервные банки, клочья газет, мотки проволоки валялись на ней. Между черными покосившимися столбами были протянуты веревки. На них висело серое бельё..."
А вот под этим абзацем: "Автор явно не новичок, но над текстом надо работать. Всем. И мне в том числе (курсив мой. - П.Ч.). Абсолютно уверен: нечто подобное присутствует и в моих «произведениях» , только, может быть, в меньших количествах, ибо я уделяю этому самое пристальное внимание, чего и всем желаю. Разумеется, это при условии, что автор хочет сделать хороший текст (курсив мой. - П.Ч.)" готов подписаться полностью!
RSS лента комментариев этой записи